Основной тренд - рост уровня конкуренции. Это касается как вендинга в целом, так и отрасли водного вендинга в частности: все больше предпринимателей выходят на этот рынок.
Второй тренд - экономия на оборудовании. Видно, что многие начинающие вендоры закупают дешевые варианты аппаратов. На входе это кажется им выгодным, однако в перспективе такая экономия даст отрицательный результат: аппараты будут чаще выходить из строя, простаивать.
При этом доходность вендингового бизнеса (как, наверное, и многих других видов бизнеса) снижается. Инфляция высока, растет стоимость оборудования, техники для его обслуживания, рабочей силы. Повысить в моменте цены для потребителя так, чтобы разом все это компенсировать, невозможно - это чревато потерей клиентов, грозит социальной напряженностью в целом.
Заметно, что на первый план для потребителей сейчас выходит не цена, а качество продукта. Набирает популярность тема здорового образа жизни, тема экологичного потребления. Поэтому вендоры могут расширять линейку за счет соответствующих групп товаров. И в целом аудитория вендоров молодеет: это очень заметно на примере покупателей нашей воды в Москве и Подмосковье.
Продолжится тренд на автоматизацию. Доля безналичных расчетов уже сейчас превышает 60-75%, в зависимости от отрасли, и на этом не остановится. При этом если раньше люди платили преимущественно картами, то сейчас все чаще используют СБП (QR-коды). Также, думаю, вендинговый бизнес будет активно искать автоматизированные решения для идентификации личности покупателя. Это позволит реализовать группы товаров, для приобретения которых требуется подтвердить возраст.
Наконец, искусственный интеллект. Еще недавно сложно было представить, что машина может не только выполнять вместо человека примитивную работу, но и думать, решать интеллектуальные задачи, выдавать результаты быстрее, чем человеческий мозг. Думаю, этот прогресс быстро отразится на вендинге: оборудование будет интуитивно “привязываться” к потребительским привычкам клиентов, по принципу контекстной рекламы в нашем смартфоне.
Здесь вернемся как раз к тому, с чего начали: отказаться стоит от экономии на качестве: оборудования, его обслуживания. По очевидным причинам предприниматели все больше вкладываются в наш внутренний российский рынок. Это очень хорошо для экономики страны, но стоит понимать, как сильно такая тенденция влияет на конкуренцию. Выигрывать в борьбе за покупателя будет тот, кто работает максимально добросовестно и качественно.