Новости VerSous

Вендинг-2022: что продаем, где и каким образом

Чем хороши наши спикеры в вендинге? Разнообразием мнений. Даже вопрос, наступил ли «золотой век» вендинга в России, вызвал полярно разные ответы. От тезиса о том, что на пике этот вид бизнеса был еще 2016 году, до прогнозов - в будущем все АЗС и столовые станут одной большой вендинговой структурой.
Поэтому, чтобы ваше погружение в новые тренды, было более структурированным, мы делим материал на блоки «что», «где» и «каким образом».
Поехали…

Чем торгуем
Кроме очевидного тренда - пандемия заставила поставить аппараты с СИЗами (средства индивидуальной защиты) - первое, о чем говорят вендоры, потребители стали щепетильней относиться к индивидуальной упаковке. Компания «Таливенда» @talivenda, например, запустила производство размешивателей в индивидуальной упаковке.


- Для потребителей, а значит и для наших клиентов, по-прежнему важна индивидуальная упаковка товара, его гигиеническая безопасность. Поэтому в «топ» популярных наполнителей выходят конфеты и жевательная резинка в капсулах, в упаковке флоу-пак, - рассказывает о своей отрасли маркетолог Gumballs @gumballs.ru Елена Глухих.
Второй тренд, вендинг перестает быть аппаратами с кофе и снеками. Появился спрос на мелкую электронику, товары первой необходимости. Активно в сферу заходят готовые обеды.


- Многообразие видов товаров в аппаратах говорит о том, что предприниматели стали рассматривать автоматы как полноценные торговые точки, позволяющие вывести товар на рынок с минимальными затратами и выделить его среди конкурентов, - считает руководитель отдела рекламы и PR торгово-производственной компании VendShop @vendshop_vending Татьяна Шубина.


Где торгуем
- Традиционные, наиболее доходные места установки автоматов, такие как, например, офисы больше не являются столь коммерчески привлекательными из-за постоянных закрытий на карантины и отправленных на удалёнку сотрудников, - пессимистично рассказывает генеральный директор сети торговых автоматов «Ассорти» @assorti_vending Валерий Иванников.

Зато наступила эра ПВЗ (пунктов вывоза товаров), которые не только рвутся в подъезды жилых домов, то есть максимально близко к конечному потребителю, но и выполняют посредническую функцию между курьерами так называемой первой и средней мили.
- Постаматы забирают товары на доставку у селлеров, если это малый бизнес и небольшие объемы отправлений. Они стали доставочными станциями для гиперлокальной доставки в пределах района. Ретейлерам это выгодно: не нужно арендовать помещения под дарксторы и отправлять курьеров по длинным маршрутам. Курьер средней мили доставляет заказы в постамат, а курьер последней мили забирает заказы из ячейки постамата и развозит их покупателям до двери, - объясняет тренд заместитель генерального директора PickPoint @pickpoint_rus Григорий Френкин.

Как торгуем
Ответ простой и очевидный – бесконтактно и по-новому. Постаматы стали своеобразным мостом между он- и офлайн и приоритетным каналом продаж, а система быстрых платежей – предпочитаемой формой оплаты. Но и это еще не конец.

- С постепенным внедрением в инфраструктуру крупных городов биометрии и цифровой идентификации расширяются горизонты для автоматизированной торговли. Однако, вендингу предстоят глобальные изменения. Придётся подстраиваться под меняющийся мир и новые технологии, совершенствовать способы оплаты и удобство использования торгового оборудования, - добавляет Елена Глухих.

В любом случае вендинг и e-com по-прежнему являются «голубым океаном» и разворачиваются в сторону регионов. А значит поводом присмотреться. Когда-то Москва и Санкт-Петербург занимали половину объема продаж в электронной коммерции, а на каждый из российских регионов приходилось до 1%. Теперь, по данным АКИТ, на Москву приходится 20,1%, Санкт-Петербург – 7,3%. Краснодарский край вырос до 4,3%, Свердловская область – 2,7%, Ростовская область — 2,4%, Нижегородская область — 2,0%, Самарская область — 1,9%, Республика Татарстан — 1,9%, Республика Башкортостан — 1,6%, приводит статистику Григорий Френкин.

- «Золотой век вендинга» далеко впереди. Любые трудности, а их у нас в 2020 и 2021 году было немало, открывают второе дыхание и стимулируют поиск новых возможностей. 2020 год для всей индустрии был сложным: участники рынка выживали как могли и только тот, кто не остановился на достигнутом, двигался дальше. Это лучшие из лучших. Но путь к вершине еще очень долог, - обнадеживает руководитель отделения вендинга ООО «АДМАФУД» @altaromacoffee Анна Присяжная.
Вендинг