Франшизы фастфуда держатся среди наиболее популярных среди начинающих и опытных франчайзи. В основном, благодаря невысокому минимальному порогу входа и быстроте открытия. Татьяна Корниенко, директор по маркетингу сети "Stardogs", которая представит свою франшизу на Versous 2024, рассказала о состоянии рынка быстрого питания, его проблемах и перспективах на ближайший год.
- Как вы оцениваете общее положение на российском рынке фастфуда? С какими трудностями ему пришлось столкнуться за последний год?
- Как вы оцениваете общее положение на российском рынке фастфуда? С какими трудностями ему пришлось столкнуться за последний год?
Главные трудности прошедшего года для фастфуда связаны с нехваткой персонала и спецификой подхода к ценообразованию. Не хватает не только линейного персонала, но и квалифицированных кадров. Перед сотрудниками, как никогда, широк выбор возможностей для работы, поэтому они могут выбирать уже не только по зарплате, но и по широте соц. пакета, пути до дороги и общего комфорта нахождения на рабочем месте.
Что касается ценообразования, то фастфуд, в отличии от ритейла, очень редко и осторожно меняет цены. Так исторически сложилось, что даже в моменты резких скачков себестоимости общепит старается держать цены и не менять их чаще, чем раз в полгода. И потребитель тоже к этому привык.
Хотя в ритейле цены пересматриваются каждую неделю, даже несмотря на более строгие контракты с поставщиками, замещающими частый пересмотр отгрузочных цен. Вот такая отраслевая несправедливость.
- Насколько рынок насыщен, есть ли куда расти? Если есть, то каковы точки роста: новые форматы, города?
В Москве и Санкт Петербурге или Сочи, рынок даже перенасыщен, а вот в городах поменьше на фоне развития удаленки и внутреннего туризма есть перспективы, так как теперь деньги у людей появляются и там, где раньше их было немного. Оттуда же идет спрос на более цивилизованные формы общепита. Но такие проекты должны быть самобытными и иметь местный колорит, чтобы быть интересными и местным, и туристам.
- Какие тренды будут задавать направление развития рынка в этом году?
Людям необходимы эмоции и впечатления. Положительные, отрицательные жизнь и так подкинет. Когда цена получения этих впечатлений и эмоций растет, а перечень источников снижается, новые источники очень ценны. В еде можно привести пример ресторанов Krasota или Tunguska. Но это премиальная ниша. А в демократичном сегменте таких мест пока немного.
Вот туда, как мне кажется, движется рынок. Хотя тиражировать такие проекты, конечно, сложно. Ну, и с учетом того, что все больше морепродуктов стало поступать на внутренний рынок, рыбные форматы также должны начать более массовый выход на рынок.